09:04 06.05.2010 Глупость «элиты» дорого обойдется всем нам Михаил Хазин В перспективе нас ждет жесточайший экономический и политический кризис, считает М.Хазин Вчера были опубликованы достаточно грустные данные о состоянии нашего Резервного фонда. Резервный фонд России за апрель сократился почти на четверть, а именно на 23,4%. Еще на 1 апреля 2010 года объем фонда составлял 1,553 трлн руб. ($52,9 млрд), но к 1 мая он ужался до 1,188 трлн руб. ($40,6 млрд). Если посмотреть на ситуацию в начале года (1,83 трлн руб.), то к 1 мая фонд снизился на 35,1%. Напомним, что в 2009 году на текущую дату в фонде было втрое больше средств – 3,55 трлн руб. С Фондом национального благосостояния (ФНБ) дела обстоят получше, но так его и нельзя тратить на текущие нужды: за месяц он уменьшился на 1,1% – с 2,63 до 2,6 трлн руб. Объем ФНБ в начале года составлял 2,769 трлн руб. и к маю снизился на 0,6%. Эксперты, как водится, сделали свои выводы. По нашему (специалистов компании «Неокон») мнению, могут быть две причины такого результата. Первая – что в апрельскую статистику включили средства, которые на самом деле «закрывали» дефицит I квартала (его данные не совсем сходились друг с другом). Вторая – что, наоборот, Минфин предполагает дальнейшее укрепление рубля и по этой причине вывел из фонда (в котором средства хранятся в валюте) деньги на квартал вперед. Есть и более экзотические варианты, которые уже упоминались в прессе, – например, подозрения в том, что те, кто управлял этими средствами, просто профукали их в финансовых спекуляциях. В любом случае, цифры эти выглядят достаточно мрачно, и что с ними делать – большой вопрос. Напоминаю, что перед началом «острой» стадии мирового кризиса, когда российские власти гордо заявляли о том, что наша страна является «тихой заводью», они достаточно серьезно увеличили социальные расходы, в частности, пенсии. В самом Пенсионном фонде необходимых денег нет (что, кстати, и стало причиной недавнего возвращения властей к разговорам о необходимости поднятия пенсионного возраста), и он достаточно сильно дотировался из бюджета. Кроме того, часть социальных расходов «висит» на региональных бюджетах, у которых тоже нет денег, и, как следствие, они дотируются из федерального центра. В результате, как только кризис начался (я, кстати, до сих пор не понимаю, кто придумал байку про тихую заводь и сподобил руководителей страны эту глупость транслировать), консолидированный бюджет страны оказался в страшном дефиците. Минфин был вынужден отказаться от своего главного «достижения» – многолетнего планирования бюджета, а покрываться этот дефицит стал из Резервного фонда. И, в общем, все стали задаваться вопросом: что будет «потом»? В смысле, когда деньги закончатся. Теоретически в начале 2009 года были мысли, что они закончатся к середине года нынешнего. Но тут нам повезло: рост цен на нефть и газ, вторичное раздувание финансовых пузырей, вызванное продолжающимися программами поддержки экономики (в первую очередь со стороны США), существенно поддержали наш бюджет. Но дальше-то что? Сегодня говорят о том, что деньги в Резервном фонде закончатся к концу 2010 года (что правдоподобно), хотя цены на нефть еще могут подрасти, но не столь уж существенно. Во всяком случае, вчерашний спад цен (на фоне остановки добычи нефти в Мексиканском заливе, напомню!) показывает, что предел уже где-то близок. Далее есть несколько вариантов, которые, в общем, носят уже скорее политический характер. Вариант первый: главная задача – дотянуть до выборов 2012 года, а там посмотреть, что будет дальше. Для решения этой задачи есть деньги Фонда национального благосостояния и резервы Центробанка, которые можно по мере необходимости запускать в экономику (т. е. заняться чистой эмиссией). Да, это формально противоречит закону, но его можно в случае необходимости и подправить. Дополнительным ресурсом станут международные заимствования, негативным источником – вывод капитала из страны, который принял в последние месяцы весьма и весьма масштабный характер. Скорее всего, до выборов в рамках такой концепции денег хватит, но что делать дальше – большой вопрос. Несколько более стратегический вариант – сокращение социальных расходов государства. Уже принятый Госдумой в трех чтениях закон об изменении порядка финансирования бюджетных организаций позволяет резко сократить государственные расходы на медицину, образование и культуру. Как следствие, если реформа будет проведена достаточно последовательно, лет через 10 молодые российские граждане в основной массе будут уметь немножко читать и писать свое имя, а от всей русской культуры останется пара-тройка картинок в букваре. Как уже неоднократно отмечали эксперты, современной российской «элите» на это наплевать, поскольку она свое будущее с «этой страной» не связывает, но почему молчит народ, мне не очень понятно. Впрочем, с точки зрения сохранения устойчивости финансовой системы это тоже не выход, поскольку доходы бюджета тоже будут сокращаться. По мере развития кризиса (либеральная российская верхушка в него не очень верит, но факт-то налицо) цены на нефть и газ будут падать (по мере сокращения спроса на них). Да и попытки сократить издержки приведут к разным негативным последствиям для «старых» сырьевых компаний: история со «сланцевым» газом тому пример. И уже в среднесрочной перспективе (3–5 лет) у современной России с ее весьма и весьма специфической экономикой никаких шансов не будет: нас ждет жесточайший экономический и политический кризис. При этом значительная часть «элиты» просто сбежит (благо самолеты – «под парами», а виллы ждут своих хозяев), но часть-то останется. …И давайте отдавать себе отчет: чем более глупо с точки зрения перспектив ведет себя наша «элита» сегодня, тем дороже и нам, и ей придется платить в будущем.