http://gorod.tomsk.ru/index-1292683267.php Несколько дней назад мы закончили съемки материала к фильму о похищении невест в Чечне. На улицах Грозного все девушки и женщины ходят в длинных платьях непременно с платками на голове. Водитель, который вез нас, признался, что иногда встречает девушек и с непокрытыми волосами, но с тех пор, как женщин без платка местные джигиты стали обстреливать краской из пейнтбольных ружей, их количество поубавилось. В связи с громким конфликтом в детском лагере "Дон", вспыхнувшим из-за юной ростовчанки Сони Сафоновой, эту информацию я переосмыслила по-новому. По причине профессиональной необходимости пообщавшись с большим количеством представителей разных кавказских национальностей, в том числе и с вайнахами, могу сказать, что в силу своего воспитания многие кавказцы склонны делить всех женщин на святых и шлюх буквально по внешнему облику. То есть, если девушка скромно одета, в длинной юбке, в платке, то она порядочная, если она в мини-юбке, в открытом платье и вдобавок к этому может обдать трехэтажным матом, то не очень А уж, если девушка, не дай Бог, закурит или пригубит бутылку пива, то ей выносится приговор – «шлюха». Рассказы чеченских властей о невероятной терпимости чеченского общества к откровенно одетым женщинам - сказки. Был случай, когда в Грозном во время одного из футбольных матчей со стадиона выпроводили русскую журналистку, которая была "вызывающе одета". Скорее всего, этот примитивный анализ произошел в умах трех горячих чеченских юношей, приехавших отдыхать в детский лагерь «Дон», при виде коленок симпатичной девочки Сони Сафоновой в джинсовой микро-юбке. Естественно, девочка не могла знать, что произведет такое впечатление, как и то, что «посылать куда подальше» (то есть, видимо, матом) возбудившихся отдыхающих, небезопасно. Соню, конечно, очень жаль. Парни, втроем запинавшие ребенка, вообще подонки. По-моему, уже всем кроме, конечно, Нурди Нухажиева, понятно, что именно их нахрапистые приставания к девочке и стали той искрой, из которой разгорелось пламя. Но мне интересно, не думала ли администрация лагеря о гипотетическом развитии событий в этом ключе в принципе. Неужели, люди, воевавшие на Кавказе (насколько я поняла, там побывал сын директора лагеря Михаила Усольцева - Борис), знающие Кавказ с его категоричными традициями и обычаями, ни на минуту не задумались о возможной вспышке тестостерона, приправленного национализмом, в связи с прибытием в лагерь кавказской молодежи? Может девочек хотя бы в общих чертах все же следовало предупредить о том, как одеваться и вести себя, если рядом такие буйные соседи? Просто ради их же собственной безопасности? Хочется, конечно, чтобы чеченцы тоже научились уважать наши светские традиции. На днях заместитель полномочного представителя России в СКФО Владимир Швецов рассказал, что аппарат полпреда рекомендовал руководству национальных республик разработать кодексы поведения, которые объясняли бы представителям национальных меньшинств, особенно молодежи, как следует вести себя за пределами малой родины. По словам Швецова, кавказскую молодежь нужно научить уважать обычаи, принятые в других регионах России. Не вижу в этой идее ничего плохого. Я стала ездить на Кавказ в качестве репортера, будучи студенткой-первокурсницей. Тогда мало что понимала о менталитете южных народов. Одевалась как и в Москве в джинсы и короткие юбки. Естественно, вокруг меня постоянно был ажиотаж. Все рвались со мной знакомиться, обрывали телефоны, писали страстные смс, ломились в гостиничный номер (мы с моим хорошим другом и коллегой фотокором Сергеем Михеевым часто чуть ли не баррикадировались в гостинице). То есть приставали все подряд, начиная от беженцев, заканчивая солидными чиновникоми. Меня это сначала забавляло, потом пугало, потом мне это просто надоело. В конце концов, я плюнула и стала использовать мини-юбку в мирных журналистских целях. На Кавказе она помогала мне решать множество самых разных вопросов Стоило просто зайти к нужному человеку и сказать, что ты хочешь, как все вдруг исполнялось как по волшебству. Один раз, помню, мне дали даже вертолет - просто так полетать и посмотреть на вайнахские земли с высоты. Сейчас я понимаю, что чудом избежала неприятностей. Я сделала для себя выводы и усвоила некоторые правила по дресс-коду и поведению, которые позволяют мне сейчас относительно спокойно чувствовать себя в кавказском обществе. Например, когда я еду на Северный Кавказ, то беру с собой только закрытую одежду, платье, юбки до колен. Можно покрыть голову платком, чтобы не вызывать излишнего внимания. Впрочем, это больше касается Чечни, а то вдруг вас "чрезвычайно терпимые и толерантные" местные жители красочкой обольют. Рекомендую также передвигаться везде в сопровождении хорошо знакомых мужчин (со мной, к счастью, всегда рядом коллеги-мужчины, моя съемочная группа). Это, кстати, обязательное правило на Кавказе, чтобы женщину сопровождал мужчина, одной прогуливаться в южных широтах не принято. С местным населением нужно вести себя дружелюбно, вежливо, естественно, об использовании нецензурной лексики речи быть не может. Категорически не советую выпивать и курить, даже если вам это настойчиво предлагают. Поверьте, соблюдение таких простых правил творит чудеса. Брутальные кавказцы вдруг превращаются в джентльменов. Мне, например, многие вайнахи делали предложение руки и сердца, просто пообщавшись со мной на почтительном расстоянии, с родителями знакомили. Нужно просто выстраивать правильную линию поведения с учетом менталитета и темперамента кавказцев. Он у них, действительно, буйный. Ради понравившейся девушки могут целую войну устроить. На днях снимали историю в Ингушетии, в селе Сурхохи. Там некоторое время назад разыгралась настоящая трагедия из-за похищенной девушки. Вайнахи перестреляли друг друга. В итоге – три трупа, двое со стороны жениха-похитителя, один – со стороны невесты. Захватывающие интервью мы записали у местных старейшин, пытавшихся помирить два враждующих клана. Так что разборки у вайнахов вспыхивают на раз-два-три. И оружие почти в каждом доме имеется. Решили снять реконструкцию этой перестрелки. Я спросила у местных жителей, где можно найти пару ружей, так к вечеру все «актеры», которых мы подобрали из селян для съемок эпизода, пришли со своими стволами. Сцена получилась удачная. Вайнахи очень старались. Так что с ними, в принципе, вполне можно находить общий язык. Если, конечно, чуть-чуть постараться. Вообще отношение кавказцев к женщинам, как бы это помягче выразиться, специфично. Для примера могу рассказать о судьбах нескольких горянок, с которыми мне удалось пообщаться. Эту семью мы снимали в Чечне. Ее глава - пожилой чеченец Хож-Акмет Исраилов – в прошлом шофер, в настоящем, безработный - многоженец. Самый настоящий, можно сказать, махровый многоженец. У него три жены, двадцать пять детей (!) и более двадцати внуков. Когда я увидела его гарем я, честно говоря, испытала шок. В моем представлении наличие у мужчины нескольких жен предполагает, как минимум, его состоятельность. Я бывала в странах Персидского залива и немного наблюдала гламурные варианты полигамии. Но гарем Исраилова находится на грани экономической катастрофы. Долгое время его жены и многочисленные отпрыски жили в железных вагончиках, в которых из мебели были только матрас, стол и печка-буржуйка. Женщины признались мне, что едва сводят концы с концами. Накормить, одеть-обуть такую ораву детей очень тяжело, а еще надо купить на всех школьную форму (ее в обязательном порядке необходимо приобретать в республике за 2,5 тыс. рублей за комплект). Жены Хож-Акмета перебиваются мелкими заработками на местном рынке и на эти деньги кормят своих детей. Они грустно рассказывали мне, как они вместе ведут хозяйство, принимают друг у друга роды (!), нянчат общих внуков. Не успела я прийти в себя от их рассказов, как меня ожидало новое потрясение. Оказалось, что всех троих жен Исраилов украл! Так, вторая жена Хож-Акмета аварка Зухра рассказала мне, что ее будущий супруг, который к тому времени уже был женат и имел трех детей, ворвался к ней в дом ночью, схватил ее спящей в ночной рубашке и запихнул в машину. Кусочек ее интервью я воспроизвожу почти дословно. «Я вырвалась из машины, - вспоминала Зухра, которой на момент похищения было 17 лет, - Побежала прочь, но наступила босой ногой на обломок бутылки и согнулась от боли. Ой, Аллах! Он схватил меня опять! Увез и в Аргуне меня спрятал! А когда родственники послали за мной милицию, он увидел милицию и сказал: «Скажи, что ты по согласию со мной ушла. Если не скажешь, я тебя убью! Ну, и я согласилась. Что делать? Сказала, что по согласию иду. А то бы он меня убил!» Зухра была в шоке, когда узнала, что у ее похитителя уже есть жена и дети, но отступать было некуда. Ее репутация была уже испорчена самим фактом похищения, а это означало, что ее больше никто и никогда не возьмет замуж. Семейная жизнь с Хож-Акметом оказалась тяжелой. Годы прошли в нищете и заботах о девятерых детях, рожденных от мужа. Она не раз пыталась убежать от него, но он ее находил и возвращал домой. Кстати, убегала от многоженца и его первая жена Малика. Он тоже всякий раз возвращал ее домой силой. Третью жену Хож-Акмет увез от родственников и не отпускал от себя, пока она не родила от него пару детей и не впала в тотальную зависимость. Слушала я все это и думала: ну, просто средневековье какое-то! Я изучала адаты вайнахов (незыблемый свод правил поведения у чеченцев и ингушей) с их сложным механизмом взаимоотношений полов. Там все красиво. Вступление в брачный союз - целый церемониал, где есть и сватовство, и калым, и свадьба. Нигде я не нашла ни слова, что относиться к женщине надо, как к какому-то бесправному животному. Надо сказать, что и по мусульманским традициям, похищать невест категорически запрещено. Шариат за это предусматривает очень суровое наказание, как нам объяснили разные известные духовные деятели Северного Кавказа, в том числе муфтий Ингушетии. Тем не менее обычай умыкания женщины с целью вступления в брак у вайнахов живехонек и более того весьма популярен. За время командировки мы встретили огромное количество чеченцев и ингушей и практически каждый рассказал нам историю, связанную с похищением невесты, к которой причастен он сам или кто-то из его близких. Либо сам своровал, либо помогал воровать, либо кого-то из родственниц своровали и т.д. Возникает логичное подозрение, что некоторые кавказцы руководствуются по жизни вовсе не Кораном и не горским кодексом поведения, а исключительно своими желаниями. Особенно, когда дело касается женщин. Ведь ислам запрещает не только внебрачный секс, но даже прикосновение к женщине, если та не является твоей законной женой. А тут невинную девушку-мусульманку хватают посреди ночи, куда-то волокут, силой и угрозами вынуждают покориться. Дикость и варварство. Кстати, так считают многие образованные и цивилизованные кавказцы. Поверьте, таких немало! В их числе бизнесмен Зелимхан Евлоев – бывший депутат Народного Собрания Ингушетии. Его интервью мы записали в Ингушетии в селе Яндаре, где он отдыхает летом со своей семьей. Несколько лет назад Евлоев пытался пролоббировать в Госдуме законопроект, предусматривающий ответственность за похищение невест. Законопроект провалился. Многие депутаты отнеслись к нему с иронией. Между тем многие цивилизованные кавказцы понимают, что некоторых своих соплеменников нужно ставить в жесткие законодательные рамки. Уж слишком они бывают горячи и неуправляемы. Лично у меня складывается впечатление, что об особом пиетете в отношении женщины некоторые горцы вспоминают лишь, когда за ее спиной стоят братья, отец, а еще лучше влиятельный клан. В одной цветущей кавказской республике женщины рассказывали мне, что влиятельные чиновники настолько маниакально домогались местных эстрадных певичек - юных девушек, что родители были вынуждены увезти их в Москву. Так что о трепетном отношении к представительницам слабого пола многие кавказцы давно забыли. Если они своих не всегда уважают, то что говорить о русских. Некоторые мои знакомые считают, что у неуважения чеченцев к русским женщинам есть и политический бэкграунд, мол, была война, наши народы бились друг с другом не на жизнь, а на смерть и теперь поиметь самку врага некоторые считают особым кайфом и доблестью. Такая, мол, социальная патология. Мне в эту теорию не хочется верить. P.S.источник http://elena-samoylova.livejournal.com/21822.html
Мвахаха конечно с иронией отнеслись, а как ещё?... Ведь такой закон ведь уже есть Проблема в том, что в Чечне все эти законы не соблюдаются. В судах творится полный беспредел, к ответственности не привлечешь никого. Надо сначало фундаментальные проблемы решить, а потом уже законопректы проталкивать.