Сегодня памятная дата - 46 лет со дня ПЕРВОГО в истории выхода человека в открытый космос! Это совершил советский космонавт Алексей Леонов с борта космического корабля "Восход-2".
Да, это был великий прорыв человечества! Но только сами космонавты знают насколько трудным был этот шаг. Спойлер: Алексей Леонов в интервью "Голосу России" Алексей Архипович, сорок пять лет назад, вы первым из людей, вышли в космическое пространство. Это стало событием мирового масштаба, в этот день, все передачи советского радио, в том числе и нашего, Московского, были прерваны сообщением ТАСС. Все, затаив дыхание внимали торжественному голосу Левитана, сообщавшего о том, что выход в открытый космос, состоялся и подполковник Леонов благополучно возвратился на корабль, самочувствие хорошее. Это стало праздником для всей страны, и никто тогда не знал, что вы были на волоске от гибели. - Ну, это как-то сгущало все. Конечно, опасно это все было. Я испытатель, я сознательно шел в ту область неизведанную, где я мог встретить, трудно даже представить что. Интересно то, что я предчувствовал. Я даже не понимаю, почему я это делал. Перед стартом я пересмотрел аварийный запас и, например, продовольствие и воду выбросил. Туда положил патроны, оставил кофе и литр спирта. Все больше никакого питания и воды не было. Перед стартом я сделал карту, на которой заранее отметил места включения двигателя и соответственно места посадки для ручного варианта. - И ваши предчувствия оправдались. - Два очень важных момента, будучи 29-ти летним парнем, я предвидел, . Не сказать, что я был какой - то опытный, совсем нет. Но я уже достаточно хороший был летчик, боец, летал на уровне первого класса на суперсамолетах, по тем временам. Но этого было недостаточно, конечно. Здесь какое-то еще чутье было. Вот это чутье меня никогда не подводило. Перед стартом был запущен опытный корабль, без экипажа, с муляжом. Корабль отлетал сутки, как положено, и пошел на посадку. Случилась странная вещь, две отданные кораблю команды, конец одной команды и начало другой команды, наложившись, сформировали, совершенно случайно, третью команду. Это привело к подрыву всего космического корабля. В результате мы лишились всей информации: и какая радиация, и какая плотность, и какой солнечный поток, и как системы работают, как работает шлюзовая камера, как работают люки. Встал вопрос: что же делать? И два таких великих человека, Сергей Павлович Королев, а для нас он...Ну, выше не было никого и нет до сих пор, я думаю... Королев и великий математик, президент Академии наук Мстислав Всеволодович Келдыш, пришли к нам к мальчишкам в гостиницу.. И был такой разговор: мы не имеем никакой информации, поэтому сейчас нам надо принять решение - или мы работаем штатно, или немедленно начинаем ваш корабль переделывать в беспилотный. Сергей Павлович говорит: "Я уже дал команду заложить новый корабль «Восход-2», но на это надо девять месяцев". Но мы прекрасно понимали ситуацию, в которой мы находились, мы знали, что по пятам идет американский экипаж, что надо работать. Мы не начали упирать на то, что нас американцы давят, и эта наша позиция очень понравилась Сергею Павловичу Королеву. Обычно сразу говорилось: вот, нас обгонят. Но мы же с чертежей знали корабль, мы к нему привыкли, мы были готовы работать, и считали, что надо работать. Только одних аварийных ситуаций мы проработали порядка трех тысяч по документации, по всему, за эти годы, за два с половиной года. И вдруг Сергей Павлович говорит: «Если вы три тысячи знаете, в полете будет три тысяча первая». Но, говорит Королев: "Если вы знаете три тысячи, то с этой три тысячи первой справитесь". А были ведь и три тысячи первая, и вторая, и третья, и четвертая, и пятая, и шестая, и седьмая. И началось неверие, потому что многие не рассчитывали на такое количество отклонений в технике. Но в то же время мы разрешали все эти вопросы. Даже смертельные вопросы мы, не торопясь, разложили по полочкам. Это была очень серьезная подготовка, о которой знал Сергей Павлович Королев и верил в нас. Еще один момент заключался в том, что, если на корабле «Восток» обеспечивалось аварийное спасение экипажа даже на старте, то у нас этого не было. Корабль мог быть спасен до 22 секунды. Это мало кто знает, но логика в этом есть. Пассажирские самолеты тоже ведь до 22 секунды не могут быть спасены, у них нет еще скорости. - Вы говорили о том, что когда вернулись на борт корабля и Павел Беляев передал в центр управления полетами информацию о том, что первый человек вышел в открытый космос, то даже не сразу поняли, что речь идет о вас. Почему? - Знаете, у нас закон такой: все, что мы делаем - мы делаем по бумаге, слишком дорога ошибка. Точно так же, как и в самолете, прежде чем взлететь, говорят: "помолимся". Командир экипажа зачитывает, что надо делать. Если он не сделает, он подсуден, слишком много за спиной командира находится. А здесь у меня руки заняты и у меня никакого бортжурнала с собой не было, все было в голове, вся последовательность действий. Я даже действительно увлекся этим. Находясь в тишине, я слышал, как бьется мое сердце, я слышал свое дыхание, чего в обычных условиях мы не слышим. И вдруг, в этой обстановке слова: «Внимание, внимание, человек вышел в открытое космическое пространство и находится в свободном плавании». Это меня как-то встряхнуло: кто это еще? Это же я, ну кто это еще! Это говорил Паша, включил все передатчики - КВ и УКВ, длинные, средние волны. И еще потому, что какой-то искаженный звук шел, я сразу не понял, о ком идет речь.... ...- Что произошло с вами во время возвращения на корабль? - Недавно была передача, где придумали, что я запутался в фале. Ничего я не путался. Я четко отслеживал положение фала. И, прежде чем войти в корабль, я его смотал в бухту. Плюс я почувствовал, что у меня фаланги пальцев вышли из перчаток и ноги - из сапог. И второе. Все считали, что я должен крутиться точно по оси шлюза. А корабль без конца менял свою позицию. Он не должен был менять. Корабль вращался. Двигатели ориентации не держали его. http://rus.ruvr.ru/2010/03/16/5347656.html